Александра Экстер
А.А.Экстер (урожденная Григорович) родилась в Белостоке, Гродненская губернии, в чиновничьей семье. В 1901 г. стала посещать занятия в Киевском художественном училище. В 1903 г., выйдя замуж за адвоката Н.Е.Экстера, устроила в своем доме салон-мастерскую, ставшую впоследствии центром киевского авангардного искусства. В 1907 г. Экстер уехала в Париж, где некоторое время училась в частной академии "Ла Гранд-Шомьер". В Париже она познакомилась с представителями современного французского искусства - Г.Аполлинером, Ж.Браком, П.Пикассо, М.Жакобом, с итальянскими футуристами.
В 1908-14 гг. Экстер жила в Киеве, Москве, Петербурге, Париже, путешествовала по Италии и Швейцарии, осуществляя постоянные контакты между русскими и европейскими "левыми" художниками. Она была участницей почти всех авангардных выставок в России: Салон В. А. Издебского в Одессе (1909/10, 1911), "Венок-Стефанос" и "Треугольник" в Петербурге (1910), "ї 4" в Москве (1914). В 1910 г. вступила в объединение "Бубновый валет" и участвовала в его выставках в 1913 г. стала членом "Союза молодежи". В 1914 г. в Киеве организовала авангардную выставку "Кольцо". Работы Экстер демонстрировались и за рубежом: в парижском Салоне Независимых и на Интернациональной свободной футуристической выставке(1914).
В 1915 г. Экстер примкнула в Москве к группе К.С.Малевича. В это же время она проявила интерес к прикладным искусствам, использовав кубистические формы для создания бытовых вещей. Самой яркой страницей творческой биографии художницы стала ее работа в Московском Камерном театре. Ей принадлежали росписи вестибюля театра и занавес, оформление драмы "Фамира Кифаред" И.Ф.Анненского (1916), "Саломеи" О.Уайльда (1917), "Ромео и Джульетты" У.Шекспира (1921). Костюмы и декорации Экстер особенно впечатляли своей трехмерностью.
В послереволюционные годы Экстер занималась преподаванием: в 1918 г.-в Одесской детской художественной школе, а затем в собственной студии в Киеве. В 1921- 22 гг. она преподавала в московском Вхутемасе.
В 1920-х гг. художница, как и многие деятели конструктивистского движения, обратилась к практической работе: принимала участие в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной выставки (1923), придумывала рисунки для тканей, сотрудничала с Московским ателье мод, где разрабатывала проекты женской одежды, участвовала в создании формы для Красной Армии. По эскизам Экстер были выполнены причудливые костюмы для кинофильма "Аэлита" Я.А.Протазанова. Именно они определили весь стиль киноленты, ставшей классикой экрана.
В 1924 г. художнице было поручено оформление советского павильона на XIV Международной выставке в Венеции, где демонстрировались и ее работы. После Венеции Экстер уехала в Париж для работы над экспозицией советского отдела Всемирной выставки декоративных искусств. Представленные на ней театральные работы получили золотую медаль. В Россию Экстер уже не вернулась, она осталась в Париже, а в 1929 г. поселилась в Фонтене-о-Роз.
За границей Экстер занималась театральными и прикладными работами, создавала костюмы к балетным постановкам Б.Ф.Нижинской, Э.Крюгер и др. В 1925-30 гг. по приглашению Ф.Деже преподавала в Академии современного искусства в Париже, а также давала частные уроки. Ее работы демонстрировались на многочисленных выставках. В конце жизни художница увлеклась созданием рукописных книг.